В Сибири откопали железную дорогу времен Николая II

Сибирские археологи обнаружили участок железной дороги, проложенный при Николае II, больше 100 лет назад. Историческую находку удалось сделать во время раскопок в районе строительства нового моста через Енисей. Находка стала неожиданностью. Во-первых, из-за ее масштабов. Во-вторых, интересно, что железнодорожная линия была спрятана глубоко под землей.


Красноярские и новосибирские археологи при проведении раскопок на месте строительства моста через Енисей обнаружили участок железной дороги, проложенный в 1890-х годах. Находка стала неожиданностью, и сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за своих масштабов: ученые нередко находят мелкие фрагменты старых железнодорожных путей — рельсы, шпалы, костыли, но вот 100-метровую дорогу удалось обнаружить впервые. Во-вторых, железнодорожная линия была спрятана глубоко под землей — под полутораметровым слоем грунта. 


Уникальные находки — фрагменты железнодорожной магистрали, обнаруженные археологами на Афонтовой горе, — уже пополнили экспозицию в музее истории железной дороги, посвященную 115-летию Красноярской магистрали (юбилейная дата отмечается в этом году). Протяженность участка железнодорожного полотна, располагавшегося рядом с Транссибом, — около 100 метров. Отметим, что археологи обнаружили его под довольно толстым слоем грунта — глубиной более 1,5 метра.


 


 


 


Дело в том, что возведение четвертого автомобильного моста через Енисей ведется в непосредственной близости от памятника истории и культуры мирового значения — Афонтовой горы, и по закону до начала строительства обязательно проведение археологических исследований этой территории. Проведенные раскопки уже позволили ученым обнаружить множество уникальных объектов, относящихся к эпохе позднего палеолита. Продолжение работ в этом направлении и составляет главный интерес для археологов. Так что найденная «подземка» стала для них сюрпризом, впрочем пришедшимся очень кстати: в этом году Красноярская железная дорога отмечает 115-летие, и находка археологов уже пополнила музейную экспозицию, приуроченную к этой дате.


Железная дорога была найдена учеными совершенно случайно: хотели докопаться до древнего культурного слоя на Афонтовой горе, заодно и пути обнаружили. Как рассказывают археологи, находка их удивила: понятно, что работы ведутся вблизи Транссиба, поэтому можно было ожидать, что им попадутся отдельные детали — фрагменты шпал, костыли, но не целая же железнодорожная ветка! Такое, признаются участники экспедиции, на их памяти происходит впервые. Да и сохранилась дорога, по сути, случайно. Можно сказать, из-за чьей-то халатности. В советское время этот участок использовался в качестве подъездных путей к стрелочному заводу, потом стал не нужен, но сносить его не стали, а просто забросали землей.


 


 


 


Главным образом при проведении раскопок интерес для нас представляла и представляет Афонтова гора. И для того чтобы добраться до культурного слоя, нам необходимо было избавиться от техногенного мусора. Его на этой территории обнаружились целые залежи: электрический кабель, куски старого асфальта, какая-то проржавевшая насквозь старая техника и прочее. Все это покоилось под толстым слоем земли — видимо, так много лет назад все это безобразие решили убрать с глаз долой. Собственно, и участок железной дороги мы обнаружили там же — он спрятался под толстым слоем грунта. Судя по всему, в советское время построили новые, современные пути, а старые, с технической точки зрения ценности не представлявшие, решили не сносить (зачем зря деньги и силы тратить?), а попросту засыпать. Ну а дальше время сделало свое дело — толщина земляного слоя с годами увеличилась в разы.


 


 


 


Как установили историки, по этому участку дороги железнодорожные составы подходили к ледовой переправе через Енисей. Знаменитый красноярский железнодорожный мост по проекту Е.К. Кнорре, удостоенный наряду с Эйфелевой башней Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже, был построен в 1899 году. А до этого времени на правый берег Енисея поезда переправлялись совершенно удивительным с точки зрения современного человека способом.


 


 


Проложена дорога была, судя по всему, в 1896 году (сам Транссиб строился в 1891-м). Этот ее участок был запасным, выполнял роль подъездного к ледовой железнодорожной переправе через Енисей, примыкающей к Транссибу. Переправа эта действовала до тех пор, пока не был построен легендарный железнодорожный мост, ставший символом Красноярска, — немногие, кстати, знают, что он называется Царским. Найденная археологами ветка шла от угольных складов в Николаевке и до самой пристани. А зимой, пока мост не был построен, она продлевалась по льду Енисея — именно так в то время железнодорожные составы перебирались на его правый берег. Состояние земляной насыпи и оснований путей прямо указывают на то, что этот участок дороги был проложен именно в тот период — в середине 1890-х годов. Но, конечно же, во время его активного использования не раз обновлялся. В частности, на этой железнодорожной линии были найдены рельсы с отпечатанными на них датой и местом производства — завод имени Сталина, 1945 год.


 


 


Останется ли находка сибирских археологов единственной в своем роде? Да как сказать… Ведь, как рассказывает Константин Карпухин, иной раз уникальные экспонаты, связанные с историей железной дороги, в Красноярске буквально валяются под ногами. Вот, например, жители Николаевки — старого района, застроенного частными домами и расположенного вблизи железной дороги, — одну из улиц, чтобы автомобили по ней лишний раз не ездили, перегородили рельсами. На рельсах этих выбита дата их производства — 1911 год.


 


 


 


 


 



Источник: www.newsland.com

Москва - Расписание поездов дальнего следования
Санкт-Петербург - Расписание поездов дальнего следования