Баллада о погубленном вагоне

Сломанную боковую раму тележки, из-за которой погибли 5 и пострадали полсотни пассажиров, могли не заметить при осмотре



Только в понедельник, обновляя редакционное досье, мы удивились и поплевали через левое плечо: в России крайне редко случаются железнодорожные катастрофы. На фоне страшных картинок крушений из вполне благополучной Испании, отсталой Индии, бесшабашной Латинской Америки наши железные дороги выглядели эдаким апологетом надежности. Последнее крушение с большим количеством жертв — 19 лет назад в Нижегородской области, где столкнулись грузовой и почтово-багажный составы, да еще и цистерны взорвались.
И вот — Бекасово. Во вторник на поезд 341 Москва—Кишинев в буквальном смысле слова «навалился» грузовой состав из Румынии. Вагон №7 распороло от двери до двери. Погибли 5 человек, пострадали 45 (данные на 18.00 20 мая).


Стоит ли ждать новых трагедий на рельсах? Почему Бекасово стало «бермудским треугольником» для поездов? Действительно ли товарные вагоны дышат на ладан? Все это выяснили репортеры «МК».


Баллада о погубленном вагоне
фото: Наталья Мущинкина


341-й скорый ушел в свой традиционный рейс под управлением машиниста Антона Иванова в 11.35. Заполнен он был процентов на 70, всего примерно 380 пассажиров. Основной контингент — украинцы и молдаване либо те, кому понадобилось в соседние республики по делам. Но состав даже не успел доехать до первой остановки в Малоярославце. В 12.43 на него... упал другой состав! Как рассказали очевидцы, товарняк, везший в Москву из Румынии запчасти к Reno Duster, начал подпрыгивать на небольшой дуге неподалеку от станции Бекасово еще до встречи с 341-м. А когда поезда поравнялись, контейнеры упали на седьмой вагон. Будто вскрыв его гигантским мачете.


Именно этот вагон был переполнен. Люди просто еще не успели пойти в вагон-ресторан, только-только разложили вещи и заказали чай... И вдруг — страшный скрежет, толчок, все куда-то летит. Скорость пассажирского поезда была 95 километров в час, товарного — 40 км/час. Можно себе представить силу удара.


— Все мельтешило перед глазами, с потолка падала обшивка, — рассказала «МК» одна из пассажирок. — Меня придавило чемоданом. Думала — все, конец. Спасло, что быстро вытащили.


Рядом с местом крушения — поселок, жители уже через пару минут прибежали. Потом подтянулись «скорая», полиция, спасатели. На место выехал глава МЧС Владимир Пучков, представители Следственного комитета и транспортной прокуратуры.


— Елена Жолубя. По буквам — «железка», «откос», «локомотив»... — на «автомате» врач фамилию расшифровывает железнодорожными терминами. — 32 года. Сочетанная травма. Везем в Наро-Фоминск…


Игоря Декало вертолетом направляют в 7-ю горбольницу Москвы. Он «тяжелый». Всего в столицу госпитализированы семеро, в том числе один ребенок.


Баллада о погубленном вагоне
фото: Наталья Мущинкина


В ОАО «РЖД» оперативно был создан оперативный штаб по ликвидации последствий происшествия на Московской железной дороге под руководством старшего вице-президента Анатолия Краснощека, сообщили «МК» в пресс-службе компании. Для ликвидации последствий подняты 3 восстановительных поезда со станций Бекасово-1, Москва-Смоленская, Калуга.


На обслуживание жертв трагедии брошены все медицинские силы Наро-Фоминского района. «Не приведи Господь у кого-то из горожан сердце прихватит, — мрачнеет медсестра из Апрелевки. — У нас все «скорые» тут, ему на своих двоих придется до больницы бежать».



Катастрофа в Бекасово 


— Вот и не верь в мистику, — местный житель нервно закуривает. — Тут ведь в паре километров отсюда уже была катастрофа. Летом 1998-го, не помните?..


Помним, конечно. 16 лет назад тоже в Бекасове ремонтная дрезина, выезжая с второстепенного на главный путь, ударила в бок... электричку! Ничего не напоминает? Тогда хвостовой вагон электропоезда выбросило на встречный путь, по которому в свою очередь мчалась электричка из Москвы. Такая вот куча-мала. Погибли всего четверо: столкновение произошло ранним утром, пассажиров в вагонах не было.


Вдоль полотна бродит растерянный машинист товарняка. Ему теперь не позавидуешь: в адрес солидного мужика уже бросили не одно бранное слово. Это неудивительно: у катастрофы неожиданно появился политический подтекст. Поезд-убийца — из Украины, контейнеры обслуживала киевская транспортная компания «Лиски». По предположениям путейцев, вагоны производил Кременчугский сталелитейный завод. Что происходит сейчас в несчастном Кременчуге, мы каждый день узнаем из военных сводок.


На всякий случай набираем номер приемной директора завода — без особой надежды. И — о чудо: на том конце — испуганный женский голос. Секретарша. Но поговорить о вагонах не получается. «Вы что, мы не работаем!» — и короткие гудки.


Собственно, версий катастрофы — четыре. Самая вероятная — проблема с подвижным составом (тут есть и две подверсии, о которых чуть ниже); самая маловероятная — отрыв незакрепленного контейнера (поезд прошел уже много поворотов, почему контейнер слетел именно здесь?); самая странная — лопнувший рейс (ее озвучил Дептранс, но у него, видимо, сугубо законспирированные источники). «МК» проверил основные предположения.


— Вот он, 68-й километр Киевского направления, — Михаил показывает на схеме то самое место, где случилась трагедия. — Смотрите, тут кривая идет, а еще подъем на Бекасово. Из-за этого товарняк и мог накрениться настолько, что сошел с рельсов и зацепил пассажирский поезд.



фото: Наталья Мущинкина


Михаил — машинист той самой бекасовской бригады, которая управляла злополучным товарным поездом. Он сам во вторник не работал и об аварии узнал из новостей. Сначала очень удивился.


— Я через этот перегон проезжаю регулярно, — говорит он. — В целом там дорога не критичная, резких поворотов, подъемов и спусков нет. Но вот именно 68-й км — немного проблемный. Но, повторюсь, совсем немного. Если бы поезд не накренился, то ничего бы не случилось.


— Что же произошло? Может, поезд был перегружен?


— И подозрения, что товарный поезд был перегружен, тоже абсурдные, — добавляет он. — Никто бы не пошел на перегруз, поскольку вес проверяется по пути следования несколько раз.


Товарный поезд весил как минимум 2200 тонн. Контейнеры опечатаны, и даже после удара они не были так сильно повреждены, чтобы их содержимое вывалилось наружу. Впрочем, не в них дело.



фото: Наталья Мущинкина


— Вот две причины, которые, вероятнее всего, спровоцировали трагедию, — рассказали «МК» на станции Бекасово-Сортировочное. — Первая — излом боковой рамы тележки вагона. Такое случается, к счастью, только с грузовыми поездами, но достаточно часто. Два года назад в Амурской области как раз из-за излома боковой рамы грузовой тележки произошло серьезное крушение поезда: сошли с рельсов 17 из 68 вагонов, которые везли в цистернах нефть.


Почему ломается боковая рама? Во многом это связано с тем, что заводы-изготовители производят бракованную продукцию, которая тем не менее проходит контроль и поступает в эксплуатацию. Разрушить боковую раму может малюсенькая трещина, которая, в свою очередь, напрямую связана с внутренними литейными дефектами. И что самое неприятное — дефект может быть в зоне, невидимой для осмотрщиков вагонов.


— Вторая вероятная причина — излом автосцепного устройства (того, что соединяет вагоны), — продолжают железнодорожники. — На протяжении последних двух лет такие случаи происходят все чаще. По нашим данным, в этом году их было пять, но к трагедиям они не привели, потому что поезда стояли, а не ехали. Механизмы старые, изношенные…


Если вагон отцепится на скорости, то, по словам машинистов, произойти может что угодно. И тут все зависит от дороги. Ели она накреняется, то и отцепившийся вагон будет заваливаться и сойдет в конце концов с рельсов. Что и могло произойти в данном случае.


Судя по всему, наши железные дороги к трагедии в Бекасове причастны только одним боком — боком изуродованного седьмого вагона поезда Москва—Кишинев. Но все наши собеседники единодушны: проблема износа составов все равно есть, и не обращать на нее внимания только потому, что можно списать вину на коллег с Украины, — глупо.



Источник: mk.ru