Заглохший было вопрос открытия железнодорожного сообщения между Россией и Грузией по территории Абхазии вновь стал актуальным, причем, с российской подачи. На днях, за несколько часов до официального визита президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию, находившийся в Ереване президент РЖД Владимир Якунин заявил: "Нам будет нужно сейчас сосредоточиться на рассмотрении вопроса об открытии движения через Абхазию и Грузию в Армению. К сожалению, проблема носит чисто политический характер и связана с накопившимися противоречиями своего времени между Грузией и Абхазией".
Дорога Грузия-Армения работает без перебоев, а вот абхазский участок, связывающий Россию и Грузию, бездействует после грузино-абхазской войны, то есть с 1993 года. Отметим, открытие абхазского участка имеет стратегическое значение для экономики Армении, поскольку она почти полностью изолирована от внешнего мира. Ереван неоднократно пытался добиться восстановления магистрали и даже нашел поддержку в этом вопросе теперь уже у бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили - в прошлом году по этому поводу в Тбилиси разразился довольно громкий скандал.
Противники открытия дороги выдвигают несколько аргументов. Во-первых, открытие абхазского участка равносильно признанию Грузией суверенитета Абхазии. Во-вторых, дорога экономически убыточна. Кроме того, РЖД, "прихватившая" железную дорогу Армении, нацелилась и на грузинскую дорогу, не подлежащую отчуждению в принципе, а, тем более, Россией, "оккупировавшей" 20 процентов грузинских территорий. И еще: сквозное сообщение оттянет грузы у строящейся железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Турция), и испортит отношения Грузии с Азербайджаном.
Напомним, ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД) является 100% дочерней компанией РЖД и осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами сроком на 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет. К тому же РЖД планирует, если этому будет способствовать политическая конъюнктура, строительство железнодорожного коридора "Север-Юг", ключевым сегментом которого является участок Армения - Иран. Речь также идет о возобновлении эксплуатации железной дороги Гюмри - Карс от Армении до Турции, бездействующей с 1993 года по инициативе Анкары.
По информации Якунина, инфраструктура Армении полностью готова к возобновлению сообщения с Турцией, и "в этом убедились представители турецкого бизнеса", посетившие Армению. Но вопрос и тут упирается в политические решения, то есть в открытие армяно-турецкой границы.
Словом, Россия в лице РЖД имеет масштабные "кольцевые" железнодорожные планы, но они, как рассказал "Росбалту" грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили, не входят в интересы США на Южном Кавказе. Вместе с тем, подчеркнул он, открытие сообщения через Абхазию в первую очередь отвечает интересам Грузии, а промедление с положительным решением соответствующего вопроса напрямую связано с позицией Вашингтона.
"Во время официального визита президента Саргсяна в Тбилиси тема восстановления сквозного сообщения через Абхазию вышла на первый план, хотя министр иностранных дел Грузии чуть ли не поклялась, что дорога во время переговоров вообще не была упомянута. Возможно, это произошло потому, что перспектива возобновления движения в прошлом году породила истерию и кампанию против открытия магистрали", - сказал Чипашвили. Поэтому, пояснил он, публично эта тема обсуждаться не будет.
По словам политолога, "Грузино-абхазский конфликт похоронил не только абхазский участок грузино-российской дороги, но и способствовал агрессивным процессам в Закавказье. Если бы дорога работала, она, помимо прочего, способствовала бы сближению России и Грузии. Но грузинская сторона рассматривает вопрос восстановления движения через Абхазию с военной точки зрения: боязнью, в случае конфликта, переброски по ней российской военной техники. Опасается Тбилиси и того, что Москва использует железнодорожную магистраль в качестве инструмента давления на Грузию. Но все это из области "веселого", поскольку при надобности дорогу всегда можно заблокировать".
Что же касается ее практического значения, она, по словам Чипашвили, объединит Россию, Грузию и Армению с Ираном. Посредством последнего у Грузии появится выход на Юго-Восточную Азию, арабские страны и другие регионы. Причем, дорога через Абхазию является кратчайшим путем для транспортировки грузов в рамках упомянутых регионов.
Чипашвили напомнил, что Грузия небогата полезными ископаемыми, однако "не бедна географическим расположением". Но, подчеркнул он, прагматичное использование географии у грузинской власти "сильно хромает". Между тем восстановление дороги будет способствовать новым деловым контактам участвующих сторон, созданию новых рабочих мест, увеличению отчислений в бюджет, и т.д. Как видно, указал политолог, руководство Грузии к новым контактам не готово, и "его больше устраивает поза - ни с кем никаких контактов, кроме США и иже с ними".
Но, возможно, Грузия только делает вид, что возобновление сообщения через Абхазию невозможно по определению. В отличие от главы МИД страны, госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили сообщил, что пока вопрос открытия дороги в стадии конкретного обсуждения не находится, хотя в обозримом будущем он может стать предметом рассмотрения между Грузией и Россией. И если вопрос актуализируется, его обсудят специальные представители Грузии и России по урегулированию между двумя странами. "Это одна из тем грузино-российских отношений, и у нас есть специальный формат, в котором, возможно, будет рассматриваться этот вопрос", - сказал Закареишвили.
Саргсян же заявил: "Серьезного разговора на эту тему не было, хотя мы хотим, чтобы дорога начала функционировать - это для нас жизненно важно. Но ее открытие зависит не только от Армении и России, но и от других сторон".
Тут стоит отметить, что по результатам прошлогоднего социологического опроса, проведенного Национальным демократическим институтом США (NDI), 75 процентов жителей Грузии считают восстановление движение по абхазскому участку железной дороги "приемлемым". "Против" высказались всего 15 процентов опрошенных. Но в перспективу открытия дороги в Армении многие уже не верят.
В частности, Lragir пишет: "... Саргсян вернулся из Грузии ни с чем. Во всяком случае, в официальных сообщениях не было главного - хороших вестей об абхазской железной дороге и о договоренности Армении и Грузии по поводу бестаможенной границы... Абхазия и Грузия не могут договориться даже по части открытия коммуникаций". Далее: "...зачем Грузии Абхазская железная дорога и примирение с Абхазией? Ровно через неделю Тбилиси станет частью европейского таможенного пространства и зоны евроатлантической ответственности. Западная политика сейчас направлена на явное блокирование России и ее объединений, и у Грузии нет никаких мотивов идти против этой политики и помогать России связаться с Арменией и Ираном".
И вообще, полагает армянское издание, "Речь идет не только о железной дороге, которая представляется в качестве одного из аргументов для вступления Армении в Евразийский союз. Речь идет о том, что армяно-грузинская граница станет границей между европейским и евразийским таможенным пространством. Членство Армении в Евразийском союзе предполагает повышение таможенных пошлин, чего не скрывают армянские власти. Если к этому еще прибавится несогласие Грузии позволить беспошлинное перемещение товаров из России в Армению, то товары в Армении подорожают до умопомрачительных размеров".
В Ереване также бытует мнение, что "До сих пор Грузия старалась не особенно противостоять России, но через неделю, когда она войдет в зону евро-атлантической безопасности, многие угрозы для Грузии нивелируются". Как заключает Lragir, "Эта неделя может стать решающей в региональном раскладе. Россия с помощью Турции и Азербайджана блокирует ирано-европейские коммуникации через Армению, а в ответ Грузия заблокирует российско-армянские коммуникации". Напомним, на 27 июня анонсировано подписание Соглашения об Ассоциации между Грузией и ЕС.
Впрочем, Таможенный союз не так страшен, как его малюют. Как пояснил Саргсян на пресс-конференции в Тбилиси, от вступления Армении в ТС и подписания Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС обе страны получат пользу. То есть, считает он, вступление Грузии в зону свободной торговли с государствами Евросоюза стимулирует армянских бизнесменов к инвестированию в грузинскую экономику. И наоборот - со вступлением Армении в ТС откроются перспективы для грузинского бизнеса, желающего выйти на российский и армянский рынки.
А что Абхазия? Согласна ли она на открытие дороги? Было время, когда в Сухуме вообще не желали обсуждать этот вопрос. Но, по кулуарной информации, в прошлом году российское руководство "поднажало" на руководство абхазское, которое, в итоге, не исключило такой возможности, но "на определенных условиях". Впрочем, озвучены они не были. Но недавно оппозиция Абхазии добилась отставки президента республики, а новые власти, более "пророссийские", чем Александр Анкваб и его окружение, поступят так, как им велит Москва.
Но существует еще немаловажный фактор Азербайджана, остро реагирующего на все проекты, прямо или косвенно касающиеся Армении - тем более, когда речь идет о коммуникационных, интеграционных и военных проектах этой республики. Как считает Чипашвили, в Баку, конечно, могут "рассердиться". В частности, сказал он, власти Грузии опасаются, что восстановление абхазского участка, от которого Армения явно выиграет и вырвется из блокады, отразится на грузино-азербайджанском энергетическом сотрудничестве: Азербайджан, кроме прочего, является практически единоличным поставщиком природного газа в Грузию.
Кроме того, он выделил Грузии долгосрочный льготный кредит на строительство национального участка железой дороги Баку-Тбилиси-Карс, от которого абхазская дорога может оттянуть грузы. Но, считает политолог, для решения проблем существует дипломатия и переговорный процесс.
Вопрос в том, достаточно ли у грузинской власти дипломатического ресурса и умения отстаивать собственные интересы. А также политической воли для урегулирования отношений с Россией на взаимовыгодных условиях.