Установлена причина железнодорожной аварии под Мангеймом, случившейся в пятницу, 1 августа. Виной всему – человеческий фактор.
Как сообщалось в прошлом выпуске «РГ/РБ», 1 августа в 20:51 на подъезде к главному вокзалу Мангейма товарный состав сошёл с рельсов и врезался в идущий в том же направлении по соседним путям пассажирский экспресс Eurocity. Пять вагонов экспресса сошли с рельсов, два из них, в которых находились 100 пассажиров, опрокинулись. Благодаря малой скорости обоих поездов жертв не было, но травмы разной степени тяжести получили 35 человек, из них 14 госпитализированы, в том числе четверо в тяжёлом состоянии. В результате аварии были разрушены десятки метров железнодорожных путей, устранение последствий ЧП заняло пятеро суток. Выяснением всех обстоятельств крушения с первых часов занимались сотрудники Федеральной полиции (BKA) с привлечением экспертов Федеральной службы расследования железнодорожных происшествий (EUB).
6 августа прокуратура Мангейма и пресс-служба ВКА объявили причину крушения. Ею назван человеческий фактор. В общих чертах картина выглядела следующим образом: 60-летний машинист товарного состава, достигнув границ зоны главного вокзала Мангейма, получил сигнал, предписывающий ему остановиться. Вместо этого он, сбросив скорость, продолжил движение, а когда сработала система автоматического торможения, её отключил. Двигаясь далее, машинист проигнорировал ещё два световых сигнала «стоп», в итоге въехав в правый борт двигавшегося по соседним путям Euroсity. Как сообщается, машинист привлечён к уголовной ответственности, предусмотренной § 315-a УК ФРГ («Грубое нарушение правил безопасности железнодорожного транспорта»). Если судом он будет признан виновным, его ждёт наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Человеческий фактор – термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Конструкторы стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Для этого чаще всего применяется так называемая «защита от дурака» – защита технических устройств от очевидно неверных действий человека (её концепция была разработана японским инженером Сигэо Синго (Shigeo Shingo), создавшим производственную систему Toyota). Но, как видно на примере ЧП под Мангеймом, пытливый человеческий разум одолеет любую «защиту от дурака»!
Аварии на железных дорогах происходят по разным причинам. Но чаще всего срабатывает человеческий фактор – спешка, невнимательность и т.п.
11 ноября 1977 г. перевозивший 40 тонн динамита поезд, следовавший из Инчхона в Кванчжу (Южная Корея), остановился на промежуточной станции для технической проверки. Остановка была ночью, обходчик, чтобы лучше видеть объекты осмотра, зажёг факел. Произошедший взрыв оставил после себя воронку диаметром 30 и глубиной 10 метров. Все здания в радиусе 300 метров были разрушены или повреждены, число пострадавших составило более 1500 человек.
14 января 1985 г. поезд, следовавший из Аддис-Абебы в Джибути, на высокой скорости въехал на изогнутый мост. Машинист забыл замедлить ход состава. В итоге четыре из пяти вагонов экспресса с тысячью пассажирами рухнул в овраг. Погибли 428 человек, число раненых превысило 500. Эта железнодорожная катастрофа стала самой масштабной в истории Африки.
6 ноября 1986 г. под Уфой при столкновении двух пассажирских поездов погибли 44 пассажира, свыше 100 получили увечья. Как установило следствие, машинисты обоих составов уснули за пультами управления. Во время крушения они выжили, были отданы под суд и приговорены к длительным срокам заключения и огромным денежным штрафам.
27 марта 2001 года в Бельгии при столкновении двух электропоездов погибли 8 человек, в том числе оба машиниста. Авария произошла из-за языкового барьера: машинист одного из поездов выехал со станции на красный свет, о чём диспетчер по телефону предупредил коллегу на следующей станции. Однако тот его не понял, так как один говорил только на фламандском языке, а другой только на французском. В Бельгии оба эти языка являются государственными, а в правилах Национальной ж/д компании указано, что персонал должен владеть хотя бы одним из государственных языков страны. Вот каждый из диспетчеров одним языком и владел.
25 апреля 2005 года крупное крушение произошло вблизи японского города Амагасаки. Машинист пассажирского экспресса отставал от графика и в момент, когда экспресс входил в зону опасного поворота, прибавил скорость. Состав сошёл с рельсов, в результате чего погибли более 100 человек, 562 были ранены.
22 сентября 2006 года на трассе магнитной железной дороги Transrapid в Эмсланде (Нижняя Саксония) из-за невнимательности диспетчера центрального поста управления экспериментальный сверхскоростной пассажирский поезд столкнулся с автодрезиной. В катастрофе погибли 23 человека, тяжело ранено 10.
13 сентября 2008 года близ Лос-Анджелеса (США) машинист пригородного электропоезда не остановился на красный сигнал светофора и врезался в грузовой состав. Погибли 23 человека.
24 октября 2009 года столкнулись два пассажирских поезда, следовавших из Каира (Египет) на юг страны. Один из составов остановился из-за поломки, о чём диспетчер не предупредил машиниста второго состава. На полной скорости второй состав врезался в хвостовую часть первого. Погибли 25 человек, ещё 55 получили травмы разной степени тяжести.
24 июля 2013 года на повороте у станции Сантьяго-де-Компостела (Испания) из-за превышения машинистом скорости с разрешённых на этом участке 80 км/ч до 190 км/ч сошли с рельсов все 13 вагонов пассажирского экспресса. Погибли 78 человек, ранены 141. Это крупнейшая катастрофа в стране за всё время эксплуатации железных дорог в стране.